EASA выпустила чрезвычайную директиву для CitationJet с законцовками Tamarack

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) выпустило чрезвычайную директиву летной годности (AD), требующую от операторов зарегистрированных в ЕС легких самолетов Cessna CitationJet/CJ1/CJ1+, CJ2 и CJ3, оснащенных законцовками крыла с системой активного снижения нагрузки Tamarack Aerospace (ATLAS), немедленно отключить эти устройства перед полетом. Тем не менее, представитель Tamarack сказал AIN, что ранее выпущенные модификации должны были решить проблемы, на которые обращает внимание агентство в директиве.

«За последнее время сообщалось о случаях, когда ATLAS, по всей видимости, работал со сбоями, вызывая неожиданные события, когда в некоторых случаях пилоты испытывали трудности с возвратом самолета в безопасный полет», — говорится в отчете EASA, опубликованном 19 апреля. Ожидается, что аналогичные действия последуют со стороны FAA.

Система ATLAS, предлагающая увеличенную дальность полета, скорость и топливную экономичность для легких самолетов без дополнительного веса, который появляется при монтаже традиционных законцовок, использует активные сервокомпенсаторы снижения нагрузки, называемые компанией Tamarack Active Camber Surfaces (TACS), а не структурное усиление для противодействия повышенной аэродинамической нагрузке на законцовки в поворотах и при ​​турбулентности. TACS расположены за пределами каждого элерона и перемещается независимо от основных поверхностей управления.

Хотя система TACS ограничена в перемещении, чтобы минимизировать возможность вмешательства со стороны управляющих поверхностей, база данных системы отчетности о безопасности полетов (ASRS) NASA показывает, что пилоты в США сообщили о по меньшей мере двух случаях таких трудностей на оборудованных ATLAS самолетах. В одном из этих отчетов от февраля 2018 года упоминалось о «быстром возникновении флаттера элеронов с нарастающей амплитудой на левом крыле», потребовавшего от пилота снижения скорости полета для уменьшения флаттера.  

Вице-президент Tamarack по маркетингу Пол Хэтэуэй сказал, что чрезвычайная директива EASA, по-видимому, была вызвана сообщением оператора CJ1+, который рассказал о похожем сбое во время полета над южной Англией в начале этого месяца. Однако он отметил, что в начале 2018 года компания выпустила Сервисный бюллетень, призывающий к установке обновленного блока управления TACS (TCU) для решения таких проблем.

Читайте также:  Textron Aviation существенно увеличил поставки

«Мы направили инженера по техническому обслуживанию для проверки самолета, который вызвал действие EASA, и, насколько мне известно, на этом самолете не был выполнен служебный бюллетень TCU», — пояснил он.

Ранее в этом году Tamarack также выпустил комплект обновления STC для установки аэродинамических центрирующих полос на выступах TACS. «Центрирующая полоса заставляет TACS двигаться в направлении движения поверхности управления, если сбой приводит к смещению в асимметричное положение», — объяснил Хэтэуэй. Текущие клиенты Tamarack могут бесплатно получить комплекты центрирующих полос, и его можно установить на месте базирования, в одобренных сервисных центрах или на заводе Tamarack в Сэндпойнте, штат Айдахо.

До тех пор, пока регуляторы не одобрят изменения, операторы Citation Jets/CJ, оборудованных системой ATLAS, должны обездвижить поверхности в соответствии с Сервисным бюллетенем, опубликованным британской компанией Cranfield Aerospace Solutions, в ожидании соответствующих модификаций, позволяющих возобновить работу системы снижения нагрузки. Самолеты, выполняющие полеты с отключенным ATLAS, также должны придерживаться ограничений по воздушной скорости и максимальной рабочей высоте, чтобы конструкция законцовки не была перегружена в полете.